В последние десятилетия взаимоотношения семьи и детского сада изменились. Одной из основных характеристик современной семьи является ее недостаточная включенность в систему социальных связей с различными социальными институтами, в том числе с дошкольными учреждениями.
Детский сад оказывает семье как институту общества огромную поддержку.
Детский сад – это место и психологической и педагогической помощи семье. Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. И с этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.
Семья и дошкольное образовательное учреждение – два важных института социализации дошкольников. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. По мнению
В. А. Сухомлинского, задачи воспитания и развития могут быть успешно решены только в том случае, если образовательное учреждение будет поддерживать связь с семьей и вовлекать ее в свою работу. Очень важно, чтобы родитель знал, что его вовлечение в педагогическую деятельность и его заинтересованное участие в воспитательном процессе очень важны потому, что это необходимо для их собственного ребенка. Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей рассматривается как помощь родителям в воспитании ребенка, а не как обучение родителей тому, что знают педагоги. Такое взаимодействие является важным условием эффективной работы с детьми, позволяющим развивать способность к самоорганизации и лидерству в той деятельности, которая им интересна и доступна, где могут полностью реализовать себя.
Взаимодействие с дошкольным учреждением помогает семье:
- относиться к ребенку как равному;
- знать и учитывать его слабые и сильные стороны;
- установить доверительные отношения с ребенком;
- радоваться его личным достижениям.
Создание в дошкольной группе единого психологического пространства способствует решению задач личностного и социального развития детей. Важным условием для реализации данной задачи является комплексная целенаправленная профессиональная деятельность всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, администрации.
На современном этапе развития общества приоритетным направлением работы педагога-психолога в дошкольном учреждении является процесс психолого-педагогического сопровождения, т. е. создания педагогических, социальных и психологических условий для успешной реализации личностного потенциала каждого ребенка и всего детского коллектива в целом.